Сегодня жизнь требует от выпускников учреждений профессионального образования не только постижения азов профессии, но и конкурентоспособности на рынке труда, предприимчивости, деловитости, поэтому обучение, профессиональное становление и воспитание творчески относящейся к труду молодежи, является главной задачей профессионального образования, решать которую помогают конкурсы профессионального мастерства.

21-24 мая 2024 года на базе Дворца культуры г. Береза прошел областной фестиваль-конкурс профессионального мастерства среди учащихся, студентов и молодых рабочих Брестской области (в рамках конкурса профессионального мастерства «ProfSkills»).

Основные задачи фестиваля-конкурса – популяризация конкурсов профессионального мастерства «ProfSkills» и «Абилимпикс», формирование положительного имиджа профессионального образования, повышения престижа рабочих профессий и уровня информированности общественности об учреждениях профессионального образования, стимулирование и совершенствование профессиональных умений и навыков, выявление творчески одаренных учащихся, студентов и молодых рабочих, в том числе с особыми потребностями (инвалиды, лица с особенностями психофизического развития), повышение эффективности профессиональной ориентации и мотивации к получению профессионального образования.

Фестиваль-конкурс – это особая творческая атмосфера, незабываемые эмоции, возможность показать свое мастерство, поделиться своими достижениями и приобрести новых друзей.

148 будущих профессионалов из 44 учреждений образования состязались за звание лучшего в своей профессии по 44 конкурсным компетенциям: дошкольное образование, начальное образование, музыкальное образование, эксплуатация сельскохозяйственных машин, кондитерское искусство, кулинарное искусство, ресторанный сервис, ветеринарная медицина, овощевод, геодезия, малярные и декоративные работы, облицовка плиткой, кирпичная кладка, производство мебели, столярное дело, сантехника и отопление, кровельные работы, технология моды, визаж, парикмахерское искусство, графический дизайн, программное обеспечение информационных технологий, бухгалтерский учет, оператор ЭВМ, сварочные технологии и другие.

Учащиеся с особенностями психофизического развития соревновались в 9 компетенциях: животновод, пчеловод, овощевод, садовод, цветовод, сборщик изделий, штукатур, швея, оператор ЭВМ.

Оценивали участников республиканского конкурса национальные и региональные эксперты, представляющие в том числе предприятия ведущих отраслей экономики и учреждений системы образования.

Есть конкурсы, которые зрелищны, и могут привлечь внимание, на которые с удовольствием придут посмотреть зрители, но есть и такие, где процесс создания продукта скрыт от чужих глаз, и существует до некоторых пор только в фантазии автора. Именно таким стал один из конкурсов в компетенции «Технология моды», где работали закройщики и портные. Чтобы выполнить конкурсное задание, конкурсанты должны были выполнить эскиз, изготовить лекала и сшить женскую блузу, а по соседству сборщики обуви выполняли работы, связанные с изготовлением валюшей и домашних тапок, используя ткани, картон, стельки, кожаные подошвы, синтепон, а для украшения – искусственный мех, пуговицы и отделочные строчки.

Компетенция «Парикмахерское искусство» не нуждается в комментариях: на специальных манекенах выполнены женская модная и вечерняя прически на длинных волосах, женская салонная стрижка и укладка с применением метода точной стрижки; мужская традиционная стрижка с укладкой и оформлением бороды. Благодаря визажистам посетители конкурса смогли увидеть фантазийный и подиумный макияж на девушках-моделях.

Свое умение вкусно готовить и оригинально подать блюдо продемонстрировали участники конкурса в компетенции «Кулинарное искусство»: конкурсанты приготовили холодную закуску «Капрезе», горячее блюдо из птицы, и десерт, в рецептуру которого входит выпеченный полуфабрикат из любого вида теста.

Настоящим украшением конкурсной площадки поваров стало домашнее задание: учреждения образования конкурсантов представили блюда белорусской кухни, характерные для конкретных регионов Брестской области – Столинского, Пинского, Кобринского районов и города Бреста.

Мастерство приготовления вкусных лакомств – кондитерских изделий – ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов и других сластей всегда хранились в строгой тайне. Кондитер должен обладать изысканным вкусом, фантазией и иметь склонность к творчеству.

Будущие кондитеры (компетенция «Кондитерское искусство») приготовили зефир на основе фруктового, ягодного или фруктово-ягодного пюре и 2 одноярусных бисквитных торта на основе бисквита круглой формы и свободного содержания, покрытых сливочным кремом, на тему «Весенние фантазии».

На конкурсной площадке «Ресторанный сервис» ребята продемонстрировали умения в складывании салфеток, сервировке стола; приготовили безалкогольные коктейли и показали, как надо встречать и обслуживать гостей, ведь именно на официанта возлагается ответственность за первое впечатление клиента о заведении.

Составление букетов – это целое искусство. Мастера, занимающиеся этим ремеслом, в большом почете и, как правило, имеют огромное количество учеников. Юные флористы изготовили композиции из растительного и искусственного материалов, посвященную 85-летию Первого региона.

Современный геодезист – это специалист в области строительства, навигации, спутниковых технологий, цифровой картографии и геоинформационных систем.

В компетенции «Геодезия» учащиеся производили камеральные и полевые геодезические работы, выполняли проект вертикальной планировки с последующей обработкой материалов инженерно-геодезических изысканий в специальном программном обеспечении.

Конкурсное задание по компетенции «Кирпичная кладка» представляло собой выполнение фрагмента кирпичной декоративной кладки композиции с изображением монумента Победы в г. Минске. Для кладки применялся одинарный полнотелый кирпич двух цветов и песчано-глиняный раствор. Для выполнения задания ребята применяли кирпич, резаный под различным углом – это очень сложная и кропотливая работа, требующая от конкурсантов профессиональных знаний и умений.

Любое здание или сооружение мы не можем себе представить без кровли. На демонстрационной площадке «Кровельные работы» ребята продемонстрировали умения по установке кровли из битумной черепицы. Работа включала в себя подготовку стропильной системы, монтаж сплошного основания под гибкую черепицу и подкладочного слоя, непосредственно, – установку битумной черепицы.

Будущие штукатуры проводили подготовку поверхности под оштукатуривание, наносили и разравнивали оштукатуренный слой, выполняли улучшенное оштукатуривание с выполнением внутреннего угла.

Заключительным этапом чистовой отделки при ремонте в доме или квартире являются малярные работы. От них зависит, насколько привлекательным будет интерьер любого помещения. В компетенции «Маляр» конкурсанты показали, что малярные работы – это не только умение работать кисточкой и краской, сюда входят и другие виды работ, такие, как оклейка виниловыми обоями со сложным рисунком, стенопись («Жесткая фреска») – окраска красочными составами, используя кисть, валик и муштабель (приспособление, которое служит опорой для руки при рисовании); это и создание «Фрески на скорость» (градация цветовых оттенков между светлым и темным цветами путем смешивания предоставленных окрасочных составов в соответствии с чертежом, используя малярную ленту).

Традиционным вариантом отделки как внутри помещений, так и снаружи является облицовка плиткой. В компетенции «Облицовка плиткой» ребята должны облицевать стену и пол керамической плиткой размером 20×20 см. Для этого они готовили поверхность, клей, резали и фиксировали плитку, выравнивая ее по высоте и по плоскости, выполняли отделочную обработку (очистка швов от клеевого раствора и полировка плитки).

На площадке «Сантехнические работы» учащиеся производили монтаж и ремонт газовых, отопительных, водопроводных, канализационных трубопроводов из черной стали, меди, стальных, метало-полимерных и пластиковых систем.

Электромонтажные работы в квартире — один из основных этапов ремонта, от которого зависит не только комфорт, но и безопасность жильцов. Грамотный специалист-электрик сможет правильно рассчитать электропроводку, учесть все нагрузки и проложить провода.

На конкурсной площадке «Электромонтаж» электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования выполняли задание по монтажу схемы силового и осветительного электрооборудования, наладочные работы, проверив при помощи компьютерной программы правильность смонтированной схемы.

Сегодня практически невозможно представить себе современное жилище без изделий из дерева. В большей или меньшей степени, как основной материал интерьера или отдельные, не сразу заметные элементы, – древесина присутствует в каждом доме. Красивые оконные рамы, двери, шкафы и столы, вешалки и резные статуэтки – всё это результат работы столяра.

На площадке «Столярное дело» ребята показали умения в изготовлении трехного табурета с использованием соединений различной сложности в соответствии с чертежом и размерами, используя ручной и электрифицированный столярный инструмент.

Рядом со столярами трудились сборщики изделий, они собирали каркас стола, устанавливали столешницы, выполняли сборку и крепление выдвижной полки, подставки под системный блок; сборку, установку и регулировку фасадов, соединение деталей проводили вручную, особое внимание уделяя качеству сборки и внешнему виду изделия.

Участники компетенции «Производство мебели» изготавливали тумбочку для хранения мобильных телефонов во время учебных занятий, используя соединения различной сложности, производя облицовку фасадов шпоном. Подобные соединения встречаются в ходе выполнения конкурсных заданий на международных соревнованиях профессионального мастерства.

Сварка используется для создания надежных неразъемных соединений различных элементов, конструкций и сооружений, она необходима производству, строительным и ремонтным организациям, широко применяется в бытовой технике и жилищно-коммунальном хозяйстве. Возможность продемонстрировать свои профессиональные навыки и творческие способности была предоставлена участникам компетенции «Сварочные технологии», состоящей их двух модулей: осуществление сборки и сварки сосуда из черного металла четырьмя способами сварки; сборка и сварка сосуда из алюминия (выполняется алюминиевая структура (конструкция из алюминиевых пластин), производится ручная аргонодуговая сварка неплавящимся электродом).

На фестивале-конкурсе были широко представлены профессии сельскохозяйственной направленности, которые будут востребованы всегда.

Агроном – главный специалист в области растениеводства. Именно он отвечает за богатый урожай, проводит научные исследования, изучает и внедряет передовые методы возделывания полевых, садовых, огородных культур, разрабатывает и внедряет технологию по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками. На конкурсной площадке «Агрономия» учащиеся определяли гранулометрический состав и кислотность почвы, с помощью микроскопа наблюдали явления клетки; определяли минеральные удобрения по внешним признакам, а зерновые культуры – по семенам и растениям, занимались прививкой плодовых культур, определяли вредителей и болезни зерновых культур.

Овощи, выращенные по всем правилам, для большинства людей полезны вдвойне. Именно такие красивые и здоровые продукты должен посадить и вырастить профессиональный овощевод. На конкурсной площадке ребята определяли семена овощных культур по натуральным образцам, а овощные культуры – по всходам, проводили пикировку сеянцев перца и посадку лука, занимались высадкой рассады капусты в открытый грунт и формировали стебли детерминантных сортов томата. Рядом с ними садоводы проводили прививку плодовых культур тремя способами, занимались размножением ягодников и высадкой клубники с закрытой корневой системой в открытый грунт.

Без цветоводов наша жизнь была бы серой и безликой – именно они дарят нам красоту и возможность наслаждаться запахами нежных цветов, украшают наши улицы, парки и скверы, озеленяют пустующие площадки, а, значит, приближают нас к природной красоте. Участники конкурса высевали семена астры в ящики двумя способами: рядовым и разбросным; пикировали сеянцы бархатцев, высаживали рассаду цинерарии в вазы.

Рабочие зеленого строительства заботятся о красоте наших дворов и улиц. Для этого на площадке Березовского Дома культуры учащиеся ознакомились с дендропроектом территории, провели подготовку территории к посадке, осуществили групповую посадку деревьев, высадку аллеи и одиночное озеленение.

Участники компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин» должны овладеть многими умениями и навыками, некоторые из них они продемонстрировали на конкурсной площадке: техническое обслуживание газораспределительного механизма и регулировку топливной аппаратуры двигателя Д-260; комплектование пахотного машинно-тракторного агрегата, а также – агрегата по внесению твердых органических удобрений; провели техническое обслуживание и устранили неисправности трактора «Беларус» класса 1,4.

Слесари по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования на конкурсной площадке подготовили заготовку для соединительного уголка, который очень часто используется в ремонтных работах на механизированных дворах. Для этого они провели плоскостную разметку, рубку и опиливание металла, просверлили отверстия и провели гибку металла.

Секреты обращения с пчелами, изготовления рамок и установки их в улей раскрыли будущие пчеловоды.

Когда мы покупаем в магазине очень вкусное молоко, нежное мясо, отборные яйца, спасибо за это надо сказать зоотехникам. Именно их забота о животных – залог высокого качества продуктов. В компетенции «Зоотехния» конкурсанты определяли вид кормового зерна по образцу и подбирали необходимые корма; готовили инструменты для искусственного осеменения животных; определяли качество молока и молозива, вид и качество яиц; показывали способы мечения животных и выполняли промер животных.

Большую роль в повышении культуры производства и недопущения выпуска в реализацию некачественной животноводческой продукции играет ветеринарная служба.

На конкурсной площадке компетенции «Ветеринария» проводилась хирургическая обработка резаной раны и наложение швов, демонстрировалась методика наложения бинтовых повязок на различные участки тела животного и инъекции животным, способы обработки рук хирурга перед операцией; проводились инъекции животному, стерилизация хирургического инструмента и белья различными способами. Посетителей фестиваля-конкурса заинтересовало исследование молока на зараженность. С особым интересом конкурсанты рассказывали о лечебных свойствах лекарственных растений.

Участники компетенции «Бухгалтерский учет» показали, что это не рядовой сотрудник, а незаменимый человек, который отвечает за контроль над материальной устойчивостью всего механизма бизнеса. Выполняя конкурсные задания, будущие бухгалтеры продемонстрировали финансовую грамотность, решая практические задачи, а также навыки и умения по составлению бухгалтерских проводок, формированию хозяйственных операций, расчет сумм пособий по временной нетрудоспособности и возмещаемых расходов при служебных командировках.

Как и бухгалтер, незаменим в любой организации и правовед (компетенция «Правоведение»), умеющий решать правовые задачи, разрабатывать документы правового характера, исправлять юридические ошибки и разбирать сложные юридические ситуации.

Современные компьютерные и информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь и изменили привычный уклад жизни человека, являясь неотъемлемой частью сферы образования и предоставляя возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса.

В компетенция «Программное обеспечение информационных технологий» участники разработали программу администрирования информационной системы отделения почтовой связи Белпочты, которая должна автоматизировать работу информационного табло, терминала и действий сотрудников. Мобильное приложение позволит клиентам удаленно работать с почтовыми отправлениями.

Формирование знаний, умений и компетенций в области инновационных технологий, радиоэлектроники, механики и программирования – задача робототехники. Участники конкурса по компетенции «Мобильная робототехника» отработали задание «кегельринг» – выведение из круга кегли определенного цвета, заданного случайным образом и «робосумо».

Оператор электронно-вычислительных машин – это универсальный офисный сотрудник, продвинутый пользователь компьютера, обладающий навыками работы с разными операционными системами, программным обеспечением, оргтехникой, разбирающийся в документоведении, бухгалтерии и азах кадрового менеджмента. На конкурсной площадке ребята выполняли редактирование и форматирование данных, создавали и форматировали таблицы и диаграммы; делали вычисления в таблицах; вставляли в документ формулы, рисунки и другие объекты; сохраняли информацию на съемном носителе и выводили на печать.

Но все же человека в настоящее время не заменит ни один суперкомпьютер, ведь человек создал компьютер изначально как помощника в своей деятельности. Есть сферы жизни, в которых необходимо присутствие только человека с одушевленной формой сознания, а не машины с искусственным интеллектом, например, в системе учреждений дошкольного и начального образования для социализации детей.

Профессия, которая существовала всегда и у всех народов (компетенция «Дошкольное образование») – это профессия воспитателя. Девушки провели для дошколят виртуальную экскурсию, сюжетно-ролевую игру, рассказали о проектной деятельности и представили самопрезентацию «Я – воспитатель!»

Будущие учителя начальных классов (компетенция «Начальное образование») устроили самопрезентацию с элементами творчества в виде интерактивного плаката, подготовили и провели фрагмент урока математики с использованием цифровых средств обучения, организовали интерактив по гражданско-патриотическому воспитанию для младших школьников.

На конкурсной площадке «Музыкальное образование» будущие учителя музыки и музыкальные руководители детских садов демонстрировали умения сочетать различные виды музыкально-творческой деятельности. Конкурсантки организовывали репетиции и концертное исполнение ритмической и хореографической импровизации с использованием детских музыкальных инструментов. В творческом баттле представили самопрезентацию, владение современной техникой Body Percussion и вокальным искусством.

Впервые на конкурсе была представлена демонстрационная версия компетенции «Лабораторный и химический анализ», где участники различными методами определили физико-химические свойства и жесткость образцов воды, сделали вывод о ее качестве, пригодности для употребления.

Помимо конкурсных площадок, на зеленых зонах расположились выставки и мастер-классы учреждений образования Брестской области: «Вышивка», «Жгутоплетение», «Художественная ковка», «Лозоплетение», «Гончарство», «Глинка», «Джутовая филигрань», «Вышивка лентами», «Скрапбукинг», «Тонкости керамики», «Красота живописи», «Топиарная стрижка хвойных растений», «Способы размножения декоративных растений» и развлекательные игры.

Областной фестиваль-конкурс посетило около 900 человек. Среди них представители Министерства образования Республики Беларусь, Республиканского института профессионального образования, Брестского областного исполнительного комитета, Березовского райисполкома.

Учащиеся школ г. Береза, Березовского, Дрогичинского, Пружанского, Ивацевичского районов, и даже воспитанники детских садов, в ходе экскурсий по конкурсным площадкам фестиваля-конкурса познакомились с профессиями, которые можно получить в учреждениях профессионального образования Брестской области.

Подобные конкурсы, обладая особой силой эмоционального воздействия на учащихся, учат высокому профессиональному мастерству, воспитывают гордость за свою профессию, приобщают к секретам мастерства, сокращают путь учащегося к высокой профессиональной деятельности и являются хорошей проверкой сформированности, прежде всего, профессиональных компетенций учащихся.

Ведомость по местам участников фестиваля (открывается в отдельном окне)

СМИ о нас: