В кафе, рестораны люди приходят не только затем, чтобы утолить голод, но и чтобы отдохнуть, снять напряжение от повседневных забот, пообщаться со знакомыми. В удовлетворении этих запросов главную роль играет официант. Он выступает в роли радушного и гостеприимного хозяина (хозяйки): встречает посетителей, знакомит их с меню. В его обязанности входит сервировка стола, прием заказов от посетителей и быстрое их выполнение, расчет с гостями, сбор использованной посуды. При проведении банкетов, официальных и неофициальных приемов, официанты составляют праздничное меню.
Официант должен хорошо знать виды обслуживания, соответствующие им правила и технику, правила сервировки стола, кулинарную характеристику блюд и напитков. Он должен уметь создавать посетителям хорошее настроение, проявлять к ним внимание и чуткость. Кроме этого, нужно знать правила этикета и уметь придерживаться их даже в стрессовых ситуациях.
Официант должен отлично ориентироваться в карте вин и в меню, уметь рассказать о каждом блюде так, чтобы человек смог представить себе его вкус, описать ингредиенты и ответить на вопросы. Склонность к работе с людьми – важная предпосылка выбора этой профессии. Установить контакт с незнакомыми посетителями – это не просто умение вести профессиональный диалог (спросить-ответить), – это и умение понять их состояние, и ободряющий взгляд, и располагающая улыбка, и сдержанная манера поведения.
Официант должен уметь владеть собой, усилием воли подавлять ростки раздражительности, независимо от характера посетителя и особенностей своего настроения быть приветливым, вежливым.
Официанты работают на предприятиях общественного питания. В основном, работать приходится «на ногах». Профессия официанта идеальна для тех, кто хотел бы иметь хороший заработок в самом начале жизненного пути, затем подняться по карьерной лестнице до руководящих постов; подходит как для девушек, так и для юношей.
Профессию можно получить в учреждениях образования: