Международные практики, представленные в презентации, демонстрируют разнообразие методов и инструментов, направленных на эффективное профессиональное самоопределение молодых людей, что способствует их успешной интеграции в трудовую жизнь и развитию российской экономики.
В центре внимания – различные проекты и инициативы, реализуемые в Российской Федерации и за её пределами, которые помогают школьникам выбрать соответствующую профессиональную траекторию.
Основные направления и цели профориентационных программ
- Профлагеря
- Цель: погружение участников в различные профессии, получение информации и опыт пробования себя в них.
- Формат: тренинги, решение реальных кейсов, защита проектов под руководством тренеров.
- Тематические дни: социально-гуманитарное, творческое, естественно-научное, информационно-техническое, финансово-экономическое направление.
- Результаты: знакомство с основными профнаправлениями, получение практического опыта, улучшение навыков анализа и профессионального самоопределения.
- Атлас профессий
- Описание: альманах профессий будущего, основанный на форсайт-сессиях с участием ключевых игроков рынка.
- Цель: помочь понять развивающиеся отрасли, новые технологии и востребованные профессии.
- Доступность: версия 3.0 ориентирована на подростков, доступна онлайн.
- Проект “Билет в будущее”
- Описание: ранняя профессиональная ориентация для школьников 6–11 классов, поддерживаемая государством.
- Формат: онлайн-тестирование, профориентационные уроки, практические мероприятия.
- Особенности: включает закрытый и открытый контуры, предоставляет методические рекомендации для планирования образования и карьеры.
- Кружки от чемпионов
- Описание: проект, где победители чемпионатов WorldSkills и Абилимпикс делятся практическими навыками со школьниками.
- Целевая аудитория: школьники 8-11 классов и учащиеся колледжей.
- Формат: дополнительное образование через мастер-классы и практические занятия.
- Федеральный центр компетенций по профориентации “Zасобой”
- Описание: центр, оказывающий содействие молодежи в выборе профессии и поддерживающий профориентационную деятельность.
- Достижения: охват более 715 000 человек из 85 субъектов РФ, проведение конкурсов и создание интернет-сообщества специалистов.
- Инструменты: проект “PROFSTORIES”, блокнот-навигатор “160 страниц о моем будущем”.
- Проект “Навигатум: в мире профессий”
- Описание: образовательно-исследовательский проект, знакомящий детей с устройством мира через отрасли и виды деятельности.
- Инструменты: игры, фильмы-видеоуроки, профориентационные игры.
- Центры карьеры за рубежом (например, в Таллине)
- Описание: интерактивные центры, использующие VR-технологии для виртуальных собеседований и погружения в профессиональную среду.
Профориентационный минимум
- Цель: создание системы профессиональной ориентации для обучающихся 6–11 классов.
- Задачи
- Развитие нормативно-правового обеспечения.
- Разработка содержательного наполнения профориентационной работы.
- Систематизация региональных и муниципальных практик.
- Подготовка программ повышения квалификации для специалистов.
- Включение различных организаций и сообществ в профориентационную работу.
- Уровни реализации
- Базовый (не менее 40 часов в год).
- Основной (не менее 60 часов).
- Продвинутый (не менее 80 часов).
Инструменты и форматы профориентационной работы
- Урочная и внеурочная деятельность: включают профориентационные уроки, мастер-классы, игры и тренинги.
- Воспитательная работа: экскурсии, участие в конкурсах и ярмарках профессий.
- Дополнительное образование: программы повышения квалификации и специализированные курсы.
- Взаимодействие с родителями: предоставление тестов и рекомендаций для совместного выбора профессии ребёнка.
Всероссийский форум среднего профессионального образования
- Мероприятия: выставки, квесты, профессиональные игры и презентации.
- Примеры: профориентационная игра «Прометей», квест «Машина профессий», выставка «Трудовые коллективы – все для Победы».