- получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках эклективных курсов и в воспитательной работе;
- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко прогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
В условиях рыночных отношений происходят качественные изменения в сфере труда, возникает множество новых профессий, и мир профессий приобретает чрезвычайную изменчивость и динамичность. Современный человек должен проявлять экономическую активность, ему необходимо уметь самореализоваться в иной сфере труда. К сожалению, профессиональная ориентация старшеклассников и содействие им в выборе профессии пока еще нередко ограничивается узкими целями формирования знаний, умений и навыков.
Во всех государствах к профориентации подходят очень серьезно, причем, в разных странах для этого существуют свои методы. Например, в Японии уже в 6 классе школьники проходят специальные тесты, затем в течение трех лет им предоставляется возможность примерить на себя несколько профессий (до 50) в школьных мастерских. После этого в старших классах результаты попыток суммируются, и выпускники школы определяются со своими будущими двумя профессиями (в Японии это обязательный минимум). В Великобритании в школах существуют мини-предприятия, «работая» на которых, дети могут оценить плюсы и минусы своей будущей профессии. В американских школах существует учебный курс под название «Развитие карьеры». Также у американских школьников есть возможность выбрать для себя несколько специальностей и пройти стажировку по каждой из них. Помимо этого, в колледжи и школы приходят работодатели, которые подробно объясняют, чего они ждут от своих сотрудников-специалистов.
В настоящее время в Республике Беларусь пристальное внимание уделяется организации и проведению профориентационных мероприятий, допрофессиональной подготовки и профессионального обучения учащихся школ на базе профессионально-технических и средних специальных учреждений образования.
Допрофессиональная подготовка учащихся в шестой школьный день рассматривается как одно из направлений профессиональной ориентации. Она нацелена на освоение первоначальных профессиональных знаний, умений и навыков, выявление интересов и склонностей школьников к соответствующим видам трудовой деятельности, их подготовку к осознанному профессиональному самоопределению, продолжению образования в УПТО и УССО.
Данная подготовка не предполагает присвоения квалификации по профессии. Образовательный процесс при организации допрофессиональной и профессиональной подготовки для учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования организуется в соответствии с учебными программами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
Осуществляя допрофессиональную подготовку учащихся, учреждения профессионального образования активно используют такие формы работы, как мастер-классы и профессиональные пробы.
В Брестской области профессиональное обучение учащихся Х-ХI классов учреждений общего среднего образования (далее – УОСО) организовано по третьей модели реализации образовательной программы профессиональной подготовки в рамках учебного предмета «Трудовое обучение».
Проводимая профориентационная работа должна помочь школьникам правильно определить свои профессиональные склонности и оценить свои способности, чтобы не завысить или не занизить цели профессиональной подготовки, учесть конъюнктуру на рынке труда, исходить из реальных возможностей получения образования, переобучения и повышения квалификации по избираемой профессии.