24-27 мая 2022 года на базе учреждения культуры «Кобринский Дворец культуры» и учреждений образования: «Кобринский государственный политехнический колледж», «Кобринский государственный колледж сферы обслуживания» в целях популяризации конкурса профессионального мастерства «WorldSkills Belarus» прошел областной фестиваль-конкурс профессионального мастерства среди учащихся, студентов и молодых рабочих Брестской области.
Основная цель фестиваля-конкурса – формирование положительного имиджа профессионального образования, повышение престижа рабочих профессий и уровня информированности общественности об учреждениях профессионального образования.
160 учащихся из 44 учреждений профессионального образования выполняли задания по 46 компетенциям. Часть конкурсных площадок организована для лиц с особенностями психофизического развития в рамках международного движения «Абилимпикс».
Есть конкурсы, которые зрелищны, и могут привлечь внимание, на которые с удовольствием придут посмотреть зрители, но есть и такие, где процесс создания продукта скрыт от чужих глаз, и существует до некоторых пор только в фантазии автора. Именно таким стал один из конкурсов в компетенции «Технология моды», где работали закройщики и портные. Чтобы выполнить конкурсное задание,конкурсанты должны были выполнить макетирование блузы по эскизам, самостоятельно разработать эскиз женского жакета без подкладки, изготовить лекала и сшить изделие, а по соседству швеи выполняли пошив и окончательную влажно-тепловую отделку блузы женской.
Компетенция «Парикмахерское искусство» не нуждается в комментариях: на специальных манекенах выполнены женская салонная стрижка и прическа с окрашиванием, мужская традиционная стрижка-тейперинг с укладкой и женская прическа на длинных волосах.
Свое умение вкусно готовить и оригинально подать блюдо продемонстрировали участники конкурса в компетенции «Кулинарное искусство»: конкурсанты приготовили овощной крем-суп, горячее блюдо из птицы, 2 гарнира на выбор, горячую вегетарианскую ово-лакто закуску с использованием пасты собственного приготовления и десерт, в рецептуру которого входит песочный выпеченный полуфабрикат.
Торговля, как известно, — двигатель экономики, а движущая сила торговли — продавец — самая массовая профессия нашего времени. Хороший продавец должен быть умным, гибким, коммуникабельным и убедительным, в то же время обладать многими умениями, такими как общение с покупателями, консультирование и упаковка товара, оформление витрин, составление композиций и букетов. Хороший продавец поможет покупателю завязать галстук, шарф или платок. Все это и продемонстрировали участники демонстрационной площадки по профессии «Продавец».
Мастерство приготовления вкусных лакомств – кондитерских изделий – ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов и других сластей всегда хранились в строгой тайне. Кондитер должен обладать изысканным вкусом, фантазией и иметь склонность к творчеству.
Будущие кондитеры (компетенция «Кондитерское искусство») готовили бисквитный торт и шоколадные корпусные конфеты, которые должны соответствовать теме «Цветы весны».
Развитие той или иной отрасли или сферы обслуживания зависит от множества факторов. Так, ресторанный сервис включает в себя политику гостеприимства, которая означает, что относиться к клиентам надо как к дорогим гостям у себя дома. Это значит, что их рады видеть всегда, и готовы им предложить самое лучшее. Гости приходят сюда отдохнуть и развлечься. Ресторанный сервис – это радушное обслуживание, к которому надо стремиться.
На конкурсной площадке «Ресторанный сервис» ребята продемонстрировали умения в складывании салфеток, сервировке стола; предложили на суд экспертов фламбе десертное и безалкогольные коктейли, показали, как встречают и обслуживают гостей, ведь именно на официанта возлагается ответственность за первое впечатление клиента о заведении.
Составление букетов – это целое искусство. Мастера, занимающиеся этим ремеслом, в большом почете и, как правило, имеют огромное количество учеников. Юные флористы продемонстрировали «Свадебную флористику» и сформировали из искусственного материала «Букет на стойке», а «Зону президиума» украсили природным растительным материалом и живыми цветами.
Работа с металлом не всем по плечу. Многие просто боятся его «холода» или, наоборот, «жары», но металл бывает на удивление «теплым» и, если хотите, послушным. Это зависит от того, кто с ним работает.
Профессия токаря – самая распространенная в машиностроении, продуктом труда токаря являются детали, имеющие форму тел вращения: цилиндры, конусы, со сложной фасонной поверхности, с отверстиями, канавками, внутренней и наружной резьбой. Детали могут быть малых размеров – от нескольких миллиметров и огромными, многотонными.
Фрезеровщик может работать как с металлом, так и с другими материалами. Если сравнить работу фрезеровщика и токаря, то коротко можно сказать так: токарь, в основном, детали обтачивает, а фрезеровщик – вытачивает, поэтому и тем, и другим важно развить в себе техническое мышление, пространственное воображение, точность движений, устойчивое внимание, аккуратность, творческое отношение к делу. Все эти качества и пытались раскрыть учащиеся на конкурсных площадках компетенций «Токарные работы» и «Фрезерные работы», изготовив на токарной группе станков деталь «Пуансон», а на фрезерной группе станков – деталь «Плита».
Строитель – одна из древнейших профессий, со времён первобытной общины человек строил кров, чтобы защититься от стихийных бедствий, палящего солнца либо пронизывающего ветра. Красота наших городов, облик их улиц и площадей зависит от работы строителей.
Мы нередко любуемся строгими линиями высотных зданий жилых домов, величественными заводскими корпусами и целыми промышленными комплексами, обликом преображенных городов и сел. Это – дело искусных рук каменщика.
Конкурсное задание по компетенции «Кирпичная кладка» представляло собой выполнение фрагмента кирпичной декоративной кладки фасада здания с изображением, посвященным 77-летию победы в Великой отечественной войне. Для кладки применялся одинарный полнотелый кирпич двух цветов и песчано-глиняный раствор. Для выполнения задания ребята применяли кирпич, резаный под различным углом – это очень сложная и кропотливая работа, требующая от конкурсантов профессиональных знаний и умений.
Любое здание или сооружение мы не можем себе представить без кровли. На конкурсной площадке «Кровельные работы» ребята продемонстрировали умения по установке кровли из битумной черепицы. Работа включала в себя подготовку стропильной системы, монтаж сплошного основания под гибкую черепицу и подкладочного слоя, непосредственно, – установку битумной черепицы.
Будущие штукатуры проводили подготовку поверхности под оштукатуривание, наносили и разравнивали оштукатуренный слой, выполняли улучшенное оштукатуривание с выполнением внутреннего угла.
На площадке «Сухое строительство» учащиеся демонстрировали умения работы с гипсокартонными системами, которые предполагают создание штукатуром металлических каркасов и установку гипсокартона перед нанесением на конечную поверхность.
Заключительным этапом чистовой отделки при ремонте в доме или квартире являются малярные работы. От них зависит, насколько привлекательным будет интерьер любого помещения. В компетенции «Малярные и декоративные работы» конкурсанты показали, что малярные работы – это не только умение работать кисточкой и краской, сюда входят и другие виды работ, такие, как оклейка обоями со сложным рисунком, стенопись («Жесткая фреска») – окраска красочными составами, используя кисть, валик и муштабель (приспособление, которое служит опорой для руки при рисовании); это и создание «Фрески на скорость» (градация цветовых оттенков между светлым и темным цветами путем смешивания предоставленных окрасочных составов в соответствии с чертежом, используя малярную ленту).
Традиционным вариантом отделки как внутри помещений, так и снаружи является облицовка плиткой. В компетенции «Облицовка плиткой» ребята должны облицевать стену и пол керамической плиткой размером 20×20 см. Для этого они готовили поверхность, клей, резали и фиксировали плитку, выравнивая ее по высоте и по плоскости, выполняли отделочную обработку (очистка швов от клеевого раствора и полировка плитки).
Как правило, при строительстве зданий или капитальном ремонте в помещениях не обойтись без сантехника. На площадке «Сантехнические работы» учащиеся производили монтаж и ремонт газовых, отопительных, водопроводных, канализационных трубопроводов из черной стали, меди, стальных, метало-полимерных и пластиковых систем.
Электромонтажные работы в квартире — один из основных этапов ремонта, от которого зависит не только комфорт, но и безопасность жильцов. В каждой квартире, доме или офисе масса современной техники с высоким потреблением энергии, что дает высокую нагрузку на электрические сети. Грамотный специалист-электрик сможет правильно рассчитать электропроводку, учесть все нагрузки и проложить провода.
На конкурсной площадке «Электромонтаж» электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования выполняли задание по монтажу схемы силового и осветительного электрооборудования, наладочные работы, проверив при помощи компьютерной программы правильность смонтированной схемы.
Сегодня практически невозможно представить себе современное жилище без изделий из дерева. В большей или меньшей степени, как основной материал интерьера или отдельные, не сразу заметные элементы, – древесина присутствует в каждом доме. Красивые оконные рамы, двери, шкафы и столы, вешалки и резные статуэтки – всё это результат работы столяра.
На площадке «Столярное дело» для изготовления настольной игры-головоломки использовались соединения различной сложности: необходимо было сформировать аккуратные соединения, соответствующие чертежу и размерам, используя ручной и электрифицированный столярный инструмент, выпилить детали и произвести сборку.
Рядом со столярами трудились сборщики изделий, они собирали каркас стола, устанавливали столешницы, выполняли сборку и крепление выдвижной полки, подставки под системный блок; сборку, установку и регулировку фасадов, соединение деталей проводили вручную, особое внимание уделяя качеству сборки и внешнему виду изделия.
Участники компетенции «Производство мебели» изготавливали тумбочку для хранения мобильных телефонов вовремя учебных занятий, используя соединения различной сложности, производя облицовку фасадов шпоном. Подобные соединения встречаются в ходе выполнения конкурсных заданий на международных соревнованиях профессионального мастерства.
В современном обществе наблюдается рост промышленного производства. Строительство также не стоит на месте, и с каждым днем его темпы только увеличиваются, поэтому без профессии сварщика сегодня никак не обойтись.
Сварка с начала своего зарождения всегда носила ярко выраженный прогрессивный характер. За небольшой отрезок времени с момента изобретения соединения металлов электродуговым способом сварка от ремонтной и восстановительной технологии стала незаменимым массовым технологическим процессом соединения материалов во всех ведущих отраслях промышленности и строительства. Сварка используется для создания надежных неразъемных соединений различных элементов, конструкций и сооружений, она необходима производству, строительным и ремонтным организациям, широко применяется в бытовой технике и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Возможность продемонстрировать свои профессиональные навыки и творческие способности была предоставлена участникам компетенции «Сварочные технологии», состоящей их двух модулей: осуществление сборки и сварки сосуда из черного металла четырьмя способами сварки; сборка и сварка сосуда из алюминия (выполняется алюминиевая структура (конструкция из алюминиевых пластин), производится ручная аргонодуговая сварка неплавящимся электродом).
На фестивале-конкурсе были широко представлены профессии сельскохозяйственной направленности, которые будут востребованы всегда.
Агроном – главный специалист в области растениеводства. Именно он отвечает за богатый урожай, проводит научные исследования, изучает и внедряет передовые методы возделывания полевых, садовых, огородных культур, разрабатывает и внедряет технологию по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками. На конкурсной площадке «Агрономия» учащиеся определяли гранулометрический состав и кислотность почвы, с помощью микроскопа наблюдали явления клетки; определяли минеральные удобрения по внешним признакам, а зерновые культуры – по семенам и растениям, занимались прививкой плодовых культур.
Значению овощей в рационе человека уделяется особое внимание. Это и неудивительно, ведь эти растения являются самыми безопасными «поставщиками» необходимых человеку полезных веществ. Овощи, выращенные по всем правилам, для большинства людей будут полезны вдвойне. Именно такие красивые и здоровые продукты должен посадить и вырастить профессиональный овощевод. На конкурсной площадке ребята определяли семена овощных культур по натуральным образцам, а овощные культуры – по всходам, проводили пикировку сеянцев перца и посадку лука, занимались высадкой рассады капусты в открытый грунт и формировали стебли томата. Рядом с ними садоводы проводили прививку плодовых культур тремя способами, занимались высадкой клубники с закрытой корневой системой в открытый грунт.
Без цветоводов наша жизнь была бы серой и безликой – именно они дарят нам красоту и возможность наслаждаться запахами нежных цветов, украшают наши улицы, парки и скверы, озеленяют пустующие площадки, а, значит, приближают нас к природной красоте. Участницы конкурса высевали семена астры в ящики двумя способами: рядовым и разбросным; пикировали сеянцы бархатцев, высаживали петунии и бегонии в цветники.
Рабочие зеленого строительства заботятся о красоте наших дворов и улиц. Для этого на площадке Кобринского Дома культуры они выполнили групповую посадку саженцев деревьев, провели одиночное озеленение и укладку бордюрной ленты, высадили вечнозеленые кустарники и однолетние цветы, украсили территорию декоративными камнями и малыми архитектурными формами.
В сельском хозяйстве страны постоянно происходят серьезные изменения. Активно внедряются передовые, инновационные технологии, появляется новая современная техника,поэтому участники компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин» должны овладеть многими умениями и навыками, некоторые из них они продемонстрировали на конкурсной площадке:проведение технического обслуживания газораспределительного механизма и регулировку топливной аппаратуры двигателя Д-260, комплектование пахотного машинно-тракторного агрегата и агрегата по внесению твердых органических удобрений. Они провели техническое обслуживание и устранили неисправности трактора «Беларус» класса 1,4.
Слесари по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования на конкурсной площадке подготовили заготовку для соединительного уголка, который очень часто используется в ремонтных работах на механизированных дворах. Для этого они провели плоскостную разметку, рубку и опиливание металла, просверлили отверстия и провели гибку металла.
Одна из массовых профессий в организациях сельскохозяйственного производства, специализирующихся на производстве молока, – оператор машинного доения (компетенция «Животновод»). В процессе соревнований конкурсанты продемонстрировали умения по сборке и разборке доильного аппарата и подготовке его к доению.
Секреты обращения с пчелами, изготовления рамок и установки их в улей раскрыли будущие пчеловоды.
Когда мы покупаем в магазине очень вкусное молоко, нежное мясо, отборные яйца, спасибо за это надо сказать зоотехникам. Именно их забота о животных – залог высокого качества продуктов.
В компетенции «Зоотехния» конкурсанты определяли вид кормового зерна по образцу и подбирали необходимые корма; готовили инструменты для искусственного осеменения животных; определяли качество молока и молозива, вид и качество яиц; показывали способы мечения животных и выполняли промер животных. Основная цель зоотехника – получение большого количества продукции при минимальных финансовых и трудовых затратах.
Большую роль в повышении культуры производства и недопущения выпуска в реализацию некачественной животноводческой продукции играет ветеринарная служба. На конкурсной площадке компетенции «Ветеринария» проводилась хирургическая обработка резаной раны и наложение швов, демонстрировалась методика наложения бинтовых повязок на различные участки тела животного и инъекции животным; посетителей заинтересовало исследование молока на зараженность.
Ни одно предприятие, организация или компания в любой отрасли не может обойтись без бухгалтера, это профессия, которая не только имеет глубокие исторические корни, но и умело трансформируется в настоящее время, следуя всем трендам современного общества. Это и продемонстрировали участники компетенции «Бухгалтерский учет», показав, что это не рядовой сотрудник, а незаменимый человек, который отвечает за контроль над материальной устойчивостью всего механизма бизнеса. Выполняя конкурсные задания, будущие бухгалтеры продемонстрировали финансовую грамотность, решая практические задачи, а также навыки и умения по составлению бухгалтерских проводок, формированию хозяйственных операций, расчет сумм пособий по временной нетрудоспособности и возмещаемых расходов при служебных командировках.
Как и бухгалтер, незаменим в любой организации и правовед (компетенция «Правоведение»), умеющий решать правовые задачи, разрабатывать документы правового характера, исправлять юридические ошибки и разбирать сложные юридические ситуации.
Современные компьютерные и информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь и изменили привычный уклад жизни человека, являясь неотъемлемой частью сферы образования и предоставляя возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса.
В компетенция «Программное обеспечение информационных технологий» участники разработали систему «Администрирование гостиницы», автоматизирующую деятельность персонала гостиницы, которая должна обеспечивать выполнение самых разных функций: бронирование номера, учет дополнительных услуг клиентам, учет типа питания каждого клиента в номере, планирование и контроль работы персонала (службы горничных), наличие свободных номеров, отчет клиенту и счет клиенту на оплату.
Графический дизайн окружает нас в компьютерных играх, в фильмах, он служит для создания логотипов, оформления веб-ресурсов и полиграфической продукции, играет большую роль в формировании бренда и фирменного стиля. Конкурсанты компетенции «Графический дизайн» разработали логотип, визитную карточку и рекламный баннер для магазина по продаже и обслуживанию велосипедов.
Формирование знаний, умений и компетенций в области инновационных технологий, радиоэлектроники, механики и программирования – задача робототехники. Участники конкурса по компетенции «Мобильная робототехника» отработали задание «кегельринг» – выведение из круга кегли определенного цвета, заданного случайным образом.
Без моделирования, эскизирования, чтения чертежей, трехмерного моделирования, прототипирования, 3D печати невозможно создание никаких инженерных объектов, поэтому наработка практических навыков, самостоятельного проектирования технических систем посредством работы в инженерных CAD-программах с использованием технологий 3D печати и дальнейшего проектирования робототехники – основа будущих профессий.
Оператор электронно-вычислительных машин – это универсальный офисный сотрудник, продвинутый пользователь компьютера, обладающий навыками работы с разными операционными системами, программным обеспечением, оргтехникой, разбирающийся в документоведении, бухгалтерии и азах кадрового менеджмента. На конкурсной площадке ребята выполняли редактирование и форматирование данных, создавали и форматировали таблицы и диаграммы;делали вычисления в таблицах;вставляли в документ формулы, рисунки и другие объекты;сохраняли информацию на съемном носителе и выводили на печать.
Но все же человека в настоящее время не заменит ни один суперкомпьютер, ведь человек создал компьютер изначально как помощника в своей деятельности. Есть сферы жизни, в которых необходимо присутствие только человека с одушевленной формой сознания, а не машины с искусственным интеллектом, например, в системе учреждений дошкольного и начального образования для социализации детей.
Профессия, которая существовала всегда и у всех народов (компетенция «Дошкольное образование») – это профессия воспитателя. Девушки разработали и провели интегрированные занятия по познавательному развитию, в ходе которых вместе с волонтёрами соорудили подвижную модель из конструктора и отправились на виртуальную космическую экскурсию в планетарий; продемонстрировали фрагмент родительского собрания, где презентовали результаты совместного проекта воспитателя, детей и родителей с использованием информационных технологий.
Будущие учителя начальных классов (компетенция «Начальное образование») устроили самопрезентацию с элементами творчества, показали фрагмент урока с использованием интерактивной презентации на мультиборде, организовали виртуальную экскурсию в планетарий. На глазах у компетентных экспертов и зрителей участники конкурса разработали и презентовали свой учительский сайт.
Человеческая жизнь — это большая ценность. Чтобы сохранять и продлевать её, в мире существует такая наука, как медицина. Она включает в себя множество разнообразных отраслей, охватывающих все сферы нашего существования.
У каждого врача есть незаменимые помощники – медицинские сестры, фельдшеры-акушеры, помощники врача по амбулаторно-поликлинической помощи, фельдшеры-лаборанты.
Медицинская сестра выполняет лечебные и диагностические манипуляции по назначению врача-специалиста, владеет особенностями ухода за новорожденным ребенком и др.
Участники конкурса компетенций «Сестринское дело» и «Лечебное дело» на конкурсной площадке продемонстрировали пеленание новорожденного на манекене младенца, взятие крови из вены для биохимического исследования; показали, как правильно провести базовую сердечно-легочную реанимацию без применения вспомогательных технических средств и др.
Прикладная эстетика определяет направления и методы в сфере коррекции внешности, профилактики старения, поддержания здоровья и красоты.
На площадке показана процедура проведения классического массажа спины с применением основных и вспомогательных приемов.
Помимо конкурсных площадок, на зеленых зонах Кобринского Дома культуры расположились фото-зоны, демонстрационные и концертные площадки,выставки и мастер-классы учреждений образования Брестской области: «Вышивка», «Жгутоплетение», «Художественная ковка», «Лозоплетение», «Гончарство», «Глинка», «Джутовая филигрань», «Вышивка лентами», «Скрапбукинг», «Тонкости керамики», «Красота живописи», «Лазерные работы на станке», «Топиарная стрижка хвойных растений», «Способы размножения декоративных растений» и развлекательные игры.
Работу участников оценивало 17 национальных экспертов WorldSkills Belarus и 113 экспертов, представителей учреждений профессионального образования и организаций-заказчиков кадров.
За рамками конкурсных площадок прошли круглые столы, совещание руководителей с участием представителей Министерства образования и Республиканского института профессионального образования, коллегия главного управления по образованию.
ГУО «Брестский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» в рамках проведения областного фестиваля-конкурса профессионального мастерства среди учащихся, студентов и молодых рабочих реализовал ряд мероприятий, направленных на формирование инклюзивной культуры руководителей, учащихся учреждений общего среднего и профессионального образования.
Администрацией и педагогами-психологами ГУО «Брестский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» было проведено 7 мастер-классов по темам «Кинематограф как средство формирования инклюзивной культуры», «Стереотипы и дискриминация в обществе и образовании», «Этикет взаимодействия с людьми, имеющими инвалидность», «Правила общения с людьми с инвалидностью», в которых приняли участие более 250 человек, среди которых директора и заместители директоров учреждений профессионального и специального образования, педагоги и учащиеся средних общеобразовательных школ г.Кобрина, Кобринского, Пружанского, Брестского районов, гости фестиваля.
24 мая 2022 года директор ГУО «Брестский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»принял участие с выступлением Жук Т.В. «Опыт проведения фестиваля профессионального мастерства обучающихся с ОВЗ: задачи, перспективы» во II Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы профориентации и трудоустройства обучающихся из числа лиц с ОВЗ и инвалидов в условиях регионального рынка труда» (организатор ГАУ ДПО Иркутской области «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования»).
26 мая 2022 года состоялся круглый стол в формате стрим с международным участием «Потенциал учреждений специального образования в движении «Абилимпикс» (ГУО «Брестский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», в лице директора Жук Т.В., является участником Международной Федерации «Абилимпикс»).
Областной фестиваль-конкурс посетило около 6 тысяч человек. Среди них представители Министерства образования Республики Беларусь, Республиканского института профессионального образования, Брестского областного исполнительного комитета, Кобринского райисполкома, ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод», филиала ОАО «Берестейский пекарь» «Кобринский хлебозавод», филиал ОАО «Моготекс» в г.Кобрине, филиала «Белоозерскэнергоремонт» РУП «Брестэнерго» и жителей г.Кобрина.
Около 2500 учащихся школ г. Кобрина, Кобринского, Пружанского, Каменецкого, Брестского, Дрогичинского, Ивацевичского районов в ходе экскурсий по конкурсным площадкам фестиваля-конкурса познакомились с профессиями, которые можно получить в учреждениях профессионального образования Брестской области.
Фестиваль-конкурс – это особая творческая атмосфера, незабываемые эмоции, возможность показать свое мастерство, поделиться своими достижениями и приобрести новых друзей. Подобные конкурсы, обладая особой силой эмоционального воздействия на учащихся, учат высокому профессиональному мастерству, воспитывают гордость за свою профессию, приобщают к секретам мастерства, сокращают путь учащегося к высокой профессиональной деятельности и являются хорошей проверкой сформированности, прежде всего, профессиональных компетенций учащихся.