В названии профессии «поездной электромеханик» первая часть «электро» обычно проглатывается, и неспроста. По большому счету, он – технический директор поезда.

Он отвечает за все, что крутится, вертится и светится. На крупных станциях выполняет обязательный осмотр колесных пар, буксовых узлов. Электроэнергией состав питается от локомотива и на каждой станции, где происходит его смена, поездной электромеханик должен первым стоять у сцепки: отключать питание, подключать, контролировать. Поездному механику приходится в сжатые сроки принимать решение и исправлять «выскочившую» в пути следования неполадку. Потек титан, заклинило дверь, барахлит кондиционер – в депо эти неисправности не повезешь, надо исправлять на месте.

Электромеханик подчиняется непосредственно руководителю поездных электромехаников предприятия, а в пути следования – начальнику пассажирского поезда; при отсутствии начальника поезда электромеханик имеет право исполнять его обязанности. Он также осуществляет контроль за эксплуатацией вагонного оборудования проводниками пассажирских вагонов, работниками вагонов-ресторанов, почтовых и других вагонов, следующих в составе пассажирского поезда и, при необходимости, оказывает им техническую помощь в эксплуатации вагонного оборудования.

Электромеханик обязан следить за подготовкой вагонов к посадке пассажиров. До начала посадки в вагонах должны быть обеспечены требуемый температурный режим и освещение в ночное время. После отправления поезда в рейс с пассажирской станции пункта формирования или оборота, электромеханик контролирует работу электрооборудования. В случае отсутствия начальника поезда, на железнодорожных станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, и на перегонах по указанию машиниста локомотива, переданному по радиосвязи, электромеханик организует и контролирует выполнение опробования тормозов.

При необходимости электромеханик разъясняет пассажирам, как пользоваться выключателями, переключателями, регуляторами громкости, дверными замками купе и другим оборудованием вагона.

Для успешного выполнения перечисленных обязанностей поездной электромеханик должен знать: устройство обслуживаемого оборудования вагонов, технические характеристики деталей и узлов установок и устройств, нормы износа, допускаемые при эксплуатации и ремонте вагонов; устройство приспособлений и инструментов, применяемых при обслуживании и ремонте вагонов, и правила пользования ими; основы электротехники и механики, порядок технической подготовки вагонов в рейс, приемки и сдачи состава; способы выявления, предупреждения и устранения неисправностей в деталях и узлах оборудования вагонов, технологию обслуживания и контроля технического состояния вагонов в пути следования; инструкцию по безопасности движения и меры обеспечения пожарной безопасности в пассажирских поездах.

 

Профессию можно получить в учреждении образования

«Брестский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта».